КАМНИ И МИНЕРАЛЫ. История златоделия

Камни и минералы

Вы находитесь здесь: Камни и минералы - главная страница Металлы в ювелирном деле История златоделия

История златоделия

Золотая маска Тутанхамона

Златоделие относится к наиболее выдающимся профессиям художественного ремесла. Обработка золота уходит в глубь времен. Древнейшие изделия находят в доисторических захоронениях. Это украшения из тонкого листового золота с простым геометрическим тисненым орнаментом. Древние народы Азии и древние египтяне были подлинными мастерами обработки золота. Они предпочитали разгонять его в тонкие пластиночки, вырезали из них орнамент и украшали им всевозможные предметы, и прежде всего оружие, сосуды, одежду, мебель, даже целые стены. Свидетельства этого хранятся в египетских музеях Каира и Александрии. Этот стиль называется стилем «золотого листа», господствовал он в доисторические времена, в эпоху древнего Востока, в греческой античности, равно как в Мексике и Перу, запечатлившись также в характере многих средневековых изделий. Греки скоро овладели методами работы халдейских и египетских мастеров. Их продукция была по большей части чеканной и тисненой, В Греции к этому присоединилось еще канфарение и гравировка. Техника обработки золота достигла здесь большого совершенства. Множество доказательств этого мы встречаем в литературе, архитектуре и росписях гробниц. У греков технику золотого дела переняли этруски и римляне, причем ее размах и великолепие достигали высшей точки в конце республики и в период империи (Нерон, например, велел построить дом из золота). Находки греко-римской эпохи представлены во многих музеях мира.

С распадом Римской империи и в эпоху переселения народов приходят в упадок все искусства, и прежде всего златоделие. "Центр тяжести" перемещается с Запада на Восток. Византийская империя становится самым значительным художественным центром. Под влиянием чисто восточной страсти к роскоши использование золота для различных изделий и облачений возросло. Собор Софии в Константинополе целиком был украшен золотом, а в распоряжении императорского двора находилось больщое количество золотых сосудов. К сожалению, турецкое владычество уничтожило все изделия из благородных металлов на территории Византийской империи, уцелели только работы, оказавшиеся в Европе. В то время как в греческой и римской продукции преобладает пластический элемент, в Византии восточная любовь к цветности проявилась в изделиях, украшенных цветной эмалью камнями, филигранью.

Чаша Тассило

В Европе после распада Римской империи традиции златоделия продолжали жить в Нидерландах, Германии, Англии. (Самое раннее датированное произведение немецких златокузнецов — чаша баварского герцога Тассило 780 года в Кремском монастыре. Она позолочена и украшена чернью.)

В средние века новый взлет европейского златоделия приходится на 1000 год. В Германии в XI в. в основном работали монастырские мастерские, которые в ту пору соперничали друг с другом в том, что касалось технического и художественного уровня изготовления церковных предметов (например, оклад Евангелия, сделанный в монастырской мастерской св. Михаила в Гильдесгейме, которую возглавлял епископ Бернвард, восхищает сочетанием филиграни и слоновой кости и является шедевром этой школы). Другие значительные немецкие мастерские златокузнецов находились в Трире, в Аахене, в Регенсбурге и т.д. и содействовали славе немецкого златоделия эпохи раннего средневековья. В XII в. в появившихся городах вместо монастырских мастерских возникают светские, прежде всего в Лотарингии. В это время наряду с дорогими материалами стали использовать медь и бронзу. Главным средством украшения делается эмаль, в основном выемчатая, которая была пестрее, но и дешевле, чем византийская перегородчатая эмаль. Главным центром златоделия становится Маасталь.

Реликварий

Во Франции достижения раннесредневекового златоделия концентировались в мастерских в Реймсе, в Лиможе. Готика обогатила различные виды изделий из благородных металлов бюстами-реликвариями, сосудами-реликвариями и дароносицами. Они изготовлялись преимущественно из позолоченного серебра, их ажурный декор украшался чаще всего просвечивающей эмалью. Предметами поклонения являлись также золотые и серебряные фигуры Христа, Девы Марии и апостолов.

В XV—XVI вв. в Европе повсеместно появилось светское златоделие и церковь перестала быть единственным заказчиком на предметы золотого дела. Светских изделий из драгоценных металлов стало больше, чем культовых. В это время дворянство и бюргерство могли наилучшим образом показать свое богатство именно с помощью мастеров золотого и серебряного дела.

Средоточием художественного дела стали в ту пору мастерские ремесленников, объединенные в цехи. Вкусам городской среды больше отвечал натурализм, чем формы высокой готики. Появились кубки в виде винограда, ананаса, яблока и др. Прекрасным примером такого фруктообразного кубка является кубок-яблоко работы Людвига Круга (Нюрнберг), созданный по эскизу Альбрехта Дюрера (XVI в.). Он находится ныне в Немецком национальном музее в Нюрнберге.

Появилось много серебряной посуды, но не для ежедневного употребления. Она существовала для показа, в качестве подарка. Серебро, хранящееся в магистратах городов, использовалось в случае финансовой необходимости для чеканки монет и прочих нужд города.

Своего наибольшего расцвета позднесредневековое золотое и серебряное дело достигло в Германии, где это было связано с высоким уровнем немецкой графики. Основные центры находились в Аугсбурге, Нюрнберге, Вене, Страсбурге, Кельне и др. К крупнейшим художникам, создавшим эскизы для средневековых изделий из благородных металлов, относятся Альбрехт Дюрер-старший (отец живописца А.Дюрера), Ганс Гольбейн, Людвиг Круг и Адальберт Ямницер в Праге.

В период Ренессанса золотое и серебряное дело, которое в Италии концентрировалось прежде всего во Флоренции, Риме и Венеции, исходило первоначально из античной моды на сосуды, а в период позднего Ренессанса почти превратилось в скульптуру. Причина была в том, что большинство златокузнецов были скульпторами. Значительное влияние на златоделие оказали Микеланджело и Сансовино. Основное внимание они уделяли изготовлению культовых изделий. Самым видным златокузнецом итальянского Ренессанса был Бенвенуто Челлини (написал трактат об искусстве златоделия, в котором он ссылается на всех современных ему мастеров). К концу XVI в. произошел некий синтез деятельности златокузнеца, ювелира и эмальера.

Итальянские мастера оказали большое влияние на развитие золотого и серебряного дела по всей Европе в XVI в. Всевозможные сосуды, сделанные в самой разнообразной технике, украшали буфеты в замках, дворцах, домах горожан. Особенно популярны были блюда, украшавшиеся чеканными ренессансными узорами и сценами из античной мифологии. С середины XVI в. итальянский Ренессанс стал определять и формы сосудов. Типичными являются приборы для умывания (лавабо), кувшины и лохани для мытья рук после еды, вазы, подносы, чаши с крышками, солонки, настольные украшения и ряд кубков с крышками. Очень распространены и популярны были шутейные сосуды для питья самой разной формы (в форме зверей, птиц и т.д.). Но огромное распространение получили гладкие и граненые пивные кружки и стаканчики.

Богатейшую сокровищницу золотых и серебряных художественных изделий имел император Рудольф II в Праге, двор которого в 1600 г. был центром европейского златоделия.

В это время идеалом в искусстве златоделия было «редкостное и замысловатое». Фантастичность форм и декора отвечала экзальтации духа и требованиям новизны.

Кубок-наутилус

В сферу чистого злато- и среброделия стала проникать работа с драгоценными камнями, раковинами и пр. Иноземные диковины стали монтироваться в золото и серебро: кубки-наутилусы, кубки из кокосового ореха и страусового яйца, сосуды с применением кораллов и драгоценных камней, хрусталя, перламутра и жемчуга, равно как и античных камей, монет и плакеток.

С конца XVI в. в искусстве Европы появился стиль барокко.

Барокко — стиль католицизма — был искусством иллюзии. Дароносицы приобрели форму солнца с наложенной на нее чеканной барочной орнаментикой — цветами, фигурами, эмалью и разноцветными, преимущественно искусственными камнями. Все более пышное оформление приобрели потиры и дарохранительницы, главным образом из золоченого серебра, а также из чистого золота или из меди. Декор — чеканный, ажурный и филигранный, часто дополненный цветными камнями и медальонами с эмалью.

С развитием барокко орнаментика становится богаче, и работа многих златокузнецов вследствие этого все более усложняется. В XVIII в. из серебра делались целые алтари и гробницы с фигурами, часто в натуральную величину.

Ведущее положение в златоделии, как и в живописи, сохраняли вплоть до XVII в. Нидерланды. Излюбленными предметами в XVII в. остаются блюда на подставке, которые в Голландии изготовлялись в большом количестве, парадные кувшины и лохани, довольно объемистые и тяжеловесные. Зенитом для серебра был XVIII в. Серебро в это время было популярным материалом, отвечая любви к пышности, характерной для придворного стиля жизни. Это были столовые сервизы, подсвечники, жирандоли, рамы зеркал, каминные приборы, часы, письменные и туалетные наборы, табакерки, набалдашники для тростей, зонтов, а также мебель.

Супница работы Баллена

Франция играла ведущую роль во всем художественном Деле XVIII в. Ведущие парижские художники издали многие свои златодельные работы и эскизы к ним в гравюрах, которыми наводнили всю Европу. Самым знаменитым кузнецом был Клод Баллен. Он исполнял большие работы для церквей и Версальского двора и прежде всего большие блюда и вазы с рельефом и пластическим фигурным декором, а также серебряную мебель. Излюбленным было сочетание серебра и живописи на эмали. Между 1715 и 1735 годами появляется новый орнамент — бандельверк. Сосуды приобретают элегантность, становятся выше, слегка выпуклыми, а края чаш зазубриваются. Частым украшением посуды становятся медальоны. Самое большое количество изделий из серебра было изготовлено в эпоху рококо между 1735 и 1770 гг. при короле Людовике XV. Придворными златокузнецами были Тома Жермен и его сын Франсуа. У изделий — волнистая поверхность, покрытая игривым декором с мотивом раковины (рокайль). Кувшины и суповые миски подвергнуты спиралеобразной гофрировке, края мисок дугообразно изогнуты. В 1760 г. ручки сосудов формуются в виде пластических цветов или фруктов и соответственно рокайльный орнамент соединяется с плетением цветов или фруктов.

Вершину златоделия этого и последующего времени представляет галантная мелкая утварь. Особым вниманием пользовались табакерки, служившие подарками. Цена этих драгоценных безделиц был необыкновенно высока.

В конце XVIII в. основным центром златоделия становится Аугсбург, который находится под полным влиянием Франции. В нем производилось много изделий из серебра, которые вывозились в Европу, особенно в Россию. Сюда приглашались самые знаменитые мастера со всей Германии, и здесь постоянно проживали целые династии златокузнецов.

Другие важные центры златоделия находились в Вене, Дрездене, Праге и т.д. Стиль рококо продержался в этих центрах вплоть до конца третьей четверти XVIII в., тогда как Франция уже вскоре после середины этого столетия стала обращаться к чисто классическим формам. При Людовике XVI эти формы определяли уже все искусство. Придворным златокузнецом был Франсуа-Тома Жермен, последний из семьи прославленных парижских златокузнецов. Образцами служили античные сосуды. Классические формы сосудов украшались гирляндами, фестонами, переплетенными лентами, львиными головами и другими орнаментальными мотивами, заимствованными из античности.

Во время Французской революции 1789 г. значительная часть французского серебра была уничтожена, и тогда же товары из Англии стали вытеснять кустарные производства златокузнецов. Требовалась простота и дешевизна.

Чеканка исчезла и была заменена прессовкой или штамповкой по английскому образцу. В Германии, где классицизм проявился лишь около 1780 года, также завершился период расцвета немецкого златоделия.

В Англии златоделие имеет своеобразную историю. С самого начала нового времени использовалось и собиралось старое серебро, так что многое сохранилось еще и поныне. Богатство страны привлекало мастеров Западной Европы. Многие из них прибыли из Франции. Самыми значительными центрами златоделия были Лондон, Бирмингем, Шеффилд и др. К лучшим произведениям английского златоделия принадлежит серебро королевы Анны (1689-1727 гг). Оно впечатляет своей простотой и благородством форм. Главным украшением элегантных гладких форм были гербы или инициалы владельцев. Классицизм гораздо больше соответствовал английскому чувству формы и меры и оказал значительное влияние на европейское златоделие, особенно в Скандинавских странах и в Португалии.

XIX век. В конце XVIII в. Шеффилд и Бирмингем затопили рынок дешевым товаром фабричного производства. Однако упадок художественного златоделия был еще раз задержан в начале XIX в. (во время империи Наполеона I). Но с реставрацией Бурбонов появились первые признаки романтического стиля и одновременно стали воспроизводиться стили прошлого. В 1830-е годы, когда буржуазия вошла в силу и желала продемонстрировать свое богатство, появилось второе рококо. Образцом послужило искусство феодального рококо XVIII в., формы и декор которого были переработаны в новый, внешне пышный стиль. Из Франции он быстро проник в Англию, Германию и главным образом в Вену, которая еще в начале XIX в. превратилась в значительный центр златоделия. Венскую столовую посуду в стиле второго рококо можно было встретить по всей Центральной Европе. Однако вместе с этим периодом завершилась и тысячелетней древности история ремесленной обработки золота и серебра. Во второй половине XIX в. в результате введения гальванопластики и прессовки рынок оказался затоплен дешевой псевдостильной продукцией и лишь в отдельных случаях появлялись произведения художественного достоинства, созданные по проектам ведущих архитекторов и скульпторов. Только около 1900 г. произошло временное оживление художественного творчества в этой области. В изделиях из серебра той поры обнаруживается влияние югендстиля, основным носителем которого была тогдашняя живопись. Его характерным признаком является производный от японского искусства натурализм, особенно проступающий в декоративных мотивах цветов.

Яйцо работы Фаберже

Надо особо отметить, что изделия из благородных металлов снабжали клеймами, которые почти точно определяли время и место происхождения предмета. Важнейшим пособием для определения клейм является 4-томный труд Марка Розенберга «Клейма златокузнецов» (1889 г.). Наряду с этим изданы справочники клейм различных стран.

Важнейшим и наиболее древним клеймом (введенном в Париже в 1275 году, в Лондоне в 1300 г.) является знак города или городское клеймо, которое гарантирует беспримесность благородного металла. Знак городка представляет собой по большей части городской герб или начальные литеры города. Приблизительно в XVII в. указывается также чистота металла и год. Наряду с этим часто выбивалось и клеймо мастера. Этим клеймом, которое во Франции, Англии и Германии было введено в XIV в., а в других местах в XV и в XVI вв., мастер как бы давал ручательство за качество своей работы. Клейма мастеров являлись большей частью литерами имени или клеймами дома.

Изобретение гальванопластики позволило делать отливки с произведений златоделия более ранних эпох, особенно итальянского и немецкого Ренессанса, равно как произведений эпохи раннего и среднего средневековья. Эти отливки предназначались для музеев художественной промышленности, которые были основаны во второй половине XIX в. (оригиналы же для этих музеев были недоступны). Таким же способом изготовляли копии с произведений знаменитых златокузнецов (преимущественно из более дешевого материала). В новейшее время копии с исторических предметов золотого дела создавались в виде экспонатов, заменяющих оригиналы на выставках. Они полностью совпадают со своими образцами, которые ввиду их художественной и исторической ценности не подлежат изъятию из хранилищ.





Меню


Камни и минералы по алфавиту: А  Б  В  Г  Д  Ж  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Я